Внедрение CORSIA в России идет на фоне международных обязательств и борьбы с глобальным климатическим кризисом

a/aviaperevozchiki-uglerodnye-edinitsy-corsia-otraslevye-mery-klimaticheskaja-politika-2.jpg

Поправки в законодательство, инициированные Минэкономразвития, направлены на согласование российских норм с требованиями CORSIA, однако авиакомпании опасаются, что новая система приведет к увеличению операционных расходов без существенного вклада в экологическую повестку, а конечные потребители почувствуют это через повышение цен.

Российские авиаперевозчики, чьи годовые выбросы превышают 10 тысяч тонн CO₂-экв., будут обязаны отчитываться о своей деятельности в соответствии с новым законопроектом. Начиная с 2031 года, им потребуется компенсировать эмиссии, приобретая углеродные единицы. Заместитель министра экономического развития Максим Колесников подчеркнул, что интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство откроет доступ к стабильному спросу на отечественные углеродные единицы и может поддержать их стоимость на уровне 70-90 долларов США.

В то же время, в сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует оценка возможных затрат авиакомпаний. Согласно данным российского подразделения Earthood, расходы авиаперевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут составить от 61 до 258 миллиардов рублей. Несоблюдение правил CORSIA, которые станут обязательными для всех стран-членов ИКАО с 2027 года, повлечет штрафные санкции, однако их размер и механизм применения пока не определены.

Наиболее дискуссионным аспектом законопроекта является предлагаемый механизм имплементации, предусматривающий введение отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов. Отраслевые органы власти будут определять перечень этих мер и круг регулируемых организаций. Это может привести к значительному расширению числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, в отличие от текущей практики, когда требования применяются только к организациям с ежегодной эмиссией более 50 тысяч тонн CO2-экв., независимо от отрасли.

Ни текст законопроекта, ни пояснительные материалы не уточняют, какие именно меры могут быть отнесены к отраслевым. В мировой практике наиболее распространены квотирование выбросов или введение углеродного налога. Система квотирования в пилотном режиме действует только в рамках Сахалинского эксперимента, итоги которого будут подведены в 2028 году. Уже сейчас высказываются различные мнения об эффективности тестируемых инструментов, и существуют сомнения в их практической пользе.

Владимир Лукин, руководитель органа по валидации и верификации ООО Кэпт Верификация, считает, что не стоит переоценивать значение отраслевой инициативы. CORSIA является внешним фактором, способным стимулировать развитие углеродного рынка в России и мотивировать компании к реализации климатических проектов с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты развития инициативы пока определены лишь рамочно и будут эволюционировать. Рассмотрение участия России в CORSIA как триггера для трансформации всей системы регулирования выбросов на национальном уровне может привести к преждевременным решениям из-за высокой степени неопределенности.

Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что масштабирование Сахалинской модели на всю страну не является эффективным решением. Это не позволит достичь ни одной из ключевых целей климатической политики, включая увеличение бюджетных поступлений, защиту от трансграничного углеродного налога ЕС и успешную интеграцию в мировой углеродный рынок в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения.

Что касается углеродного налога, то его потенциальное введение в России, по оценкам ИНП РАН, может спровоцировать значительный рост цен на ключевые товары: электроэнергию (до +25, тепловую энергию (до +80, минеральные ресурсы (до +35 и удобрения (до +50. В совокупности это может подстегнуть инфляцию и лишить перспектив развития целые отрасли экономики.

Лукин также указывает, что меры регулирования должны быть направлены на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых пока не определены. Введение дополнительных мер углеродного регулирования может быть преждевременным и способно дать обратный эффект. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным нагрузкам, которые могут привести к отсрочке инвестиционных и модернизационных программ, что в конечном итоге может не сократить, а увеличить объем выбросов из-за нереализованного модернизационного потенциала.

Министр экономического развития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял о приверженности властей мягкой модели регулирования, основанной на отчетности и добровольном характере климатических проектов. Однако текущий законопроект, предоставляющий ведомствам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о резком изменении позиции. Остается открытым вопрос о причинах таких изменений и о наличии у правительства качественной оценки рисков.

Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/